1 апреля исполнилось 100 лет ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

    Поздравление коллективу направили Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин и Председатель Правительства РФ Михаил Владимирович Мишустин.

    Созданное управление  было подчинено Комиссариату Путей Сообщения РСФСР. В январе 1930 года Управление внутренних водных путей Волжского бассейна вошло в состав Управления Волжского государственного речного пароходства как отдел пути и строительства. В его ведение входили все водные пути Волги, а также Камы и Оки с их притоками.  В составе управления были технические участки, проводившие путевые работы, а также судоремонтные заводы с затонами для зимовки технического флота и заготовительные организации.

    В состав Управления тогда входило 54 земснаряда, 157 паротеплоходов, 343 нефтяных судов. Всего – 554 единицы.

    В 1925 г. на Волге были организованы изыскательские партии по изучению рабочих процессов, выполняемых земснарядами. Доклад о результатах этих исследований прозвучал на Международном судоходном конгрессе в 1927 г.

    В 1926 г. в результате проведенных взрывных и землечерпательных работ было открыто судоходство в Новинской Воложке. Одновременно начались землечерпательные работы для улучшения подхода к Куйбышеву, возобновились начатые еще до революции выправительные работы для улучшения подхода к Саратову. К 1927 г. были восстановлены дореволюционные габариты пути ниже Нижнего Новгорода.

    С увеличением объема перевозок в бассейне повысились требования к габаритам пути и безопасности движения. По предложению инженера В.Е. Тимонова было внедрено организованное проведение землечерпательных работ. 

    В годы Великой Отечественной войны коллектив Сталинградского технического участка пути героически обеспечивал необходимое навигационное ограждение судового хода, поддерживал габариты пути, ограждая плавучими знаками места прокладки вражеских мин, затопленные суда.  Всеми путевыми работами руководил начальник Волжского БУПа В.П. Цибин.

    В конце 40-х г.г. в Волжском бассейне были созданы специализированные русловые изыскательские партии для проведения работ на затруднительных для судоходства участках. Эти исследования послужили основой для подготовки мероприятий по капитальному улучшению судоходства на Волге. В 50-е г.г. с началом работ по созданию Единой глубоководной транспортной системы европейской части страны началось интенсивное пополнение дноуглубительного флота высокопроизводительными землесосами и многочерпаковыми земснарядами.

    В начале 50-х г.г. началось планомерное внедрение электрического и газового освещения навигационных знаков, автоматизация сигнального оборудования и моторизация обстановочных постов. В конце 50-х начался переход на буевую обстановку.

    В 80-е г.г. перед речниками была поставлена задача - обеспечить работу транспортного флота в условиях продленной навигации. Для этого на Куйбышевском водохранилище начали строить русловые маяки – ориентиры. В 1985 г. на всех водохранилищах бассейна действовало 46 таких маяков.

    В это время создается информационно-диспетчерская группа для информирования судоводителей об изменениях условий плавания.

    Волжское ГБУ принимало участие в согласовании проектов строительства гидроузлов, приемке готовых сооружений, строительстве береговых и плавучих знаков обстановки на водохранилищах.

    В январе 1995 г. предприятие было преобразовано в Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства.  В 2013 г. Управление переименовано в ФБУ «Администрация Волжского бассейна».

    Сегодня ФБУ «Администрация Волжского бассейна» осуществляет свою деятельность на территории 11 областей Поволжья, 6 республик. Общая протяжённость внутренних водных путей в границах Волжского бассейна, согласно Перечню внутренних водных путей РФ в 2023 г., составляет 9252,3 км. В соответствии с государственным заданием на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, в навигацию 2023 года для судоходства планируется открыть 4233,1 км водных путей, из них с гарантированными габаритами 3445,2 км – это магистральные пути р. Волга, р. Ока, р. Кама, р. Сура, р. Самара, участок р. Бузан, р. Волга и протоки Гандурино, дополнительные судовые хода, убежища, подходы и т.д.

    Новые водные пути, вошедшие в Государственное задание с 2023 года и водные пути, на которых (  в сравнении с 2022 г.) улучшены показатели -  это более чем 20  участков водных путей бассейна.

    В рабочем ядре Администрации Волжского бассейна находится 179 единиц флота, в т. ч. в эксплуатации 13 земснарядов.

    Прошедшие навигации для крупнейшего в России речного бассейна были ознаменованы динамичным ростом  объемов перевозимых грузов, пассажиров. Порядка 40 млн. т различных грузов  и более 500 тыс. пассажиров транспортируется ежегодно в Волжском бассейне.

    Администрацией ведется планомерная работа по улучшению качественных показателей обслуживания водных путей бассейна, содержания  средств навигационного оборудования, оснащению современным оборудованием. Приобретены буи, выполненные из полимерных материалов,  плавучие знаки судоходной обстановки, а также навигационные фонари с системой дистанционного мониторинга. Все русловые изыскательские партии оснащены современным спутниковым оборудованием, земснаряды - системами позиционирования с использованием аппаратов космической навигации.

    Проведение комплекса путевых работ, несомненно, сказалось на улучшении условий работы судоводителей и не остались ими незамеченными. В последние годы перевод участков в категории с улучшенными условиями для судоходства стал более динамичным. Это является реальным результатом выполнения государственной программы, цель которой - улучшение качественных показателей внутренних водных путей.

    Для обеспечения государственной программы поддержания габаритов пути в Волжском бассейне внедряются новых технологии в процессы обеспечения безопасного судоходства, выполнены договорные работы на Волго-Каспийском судоходном канале, Азово-Донском бассейне, в столице Татарстана и др.

    Одна из главных задач Администрации Волжского бассейна – повышение безопасности эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений. В результате выполнения программы комплексной реконструкция СГТС неуклонно повышается уровень их безопасности.

    В структуре Администрации пять районов гидросооружений и судоходства: Городецкий, Чебоксарский, Самарский, Балаковский и Астраханский.

    Важной составляющей в деятельности Администрации Волжского бассейна стала работа по «Реконструкции судоходных шлюзов 15-16 Городецкого района гидросооружений и судоходства, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от г. Городец до г. Нижний Новгород».

    Администрацией Волжского бассейна учреждено звание и нагрудный знак «Почётный Волгарь». Им отмечен добросовестный труд более 200 человек из числа ныне работающих сотрудников Администрации, а также находящихся на заслуженном отдыхе.

    Большая группа сотрудников Администрации представлена к награждению ведомственными знаками отличия Минтранса, Федерального агентства морского и речного транспорта, губернатора Нижегородской области, Законодательного собрания Нижегородской области, Нижегородской епархии.