Состоялось заседание Общественного совета Волжского бассейна

    Заседание Общественного совета, совмещенное с совещанием с судовладельцами, прошло 18 февраля в судоходной компании «Волжское пароходство» под председательством руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Д. Э. Бессмертного. В работе совещания принял участие заместитель руководителя Росморречфлота К. О. Анисимов.

    По традиции на такие совещания собирается большая аудитория, однако, учитывая требования Роспотребнадзора, в этом году численность участников пришлось ограничить. Представители крупнейших судоходных компаний региона приехали в Нижний Новгород для того, чтобы обсудить итоги прошедшей навигации, наметить планы на предстоящую.

    С информацией об итогах 2020 г. выступил заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Сергей Булашов. Отмечалось, что в соответствии с Государственным заданием  на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 года для судоходства были открыты 4008,6 км водных путей, из них с гарантированными габаритами 3194,6 км. Кроме того, 130 км водных путей обслуживалось по договорам со сторонними организациями, а также за счет внебюджетных источников Администрации (убежища и подходы обстановочных бригад). Госзадание выполнено в полном объеме.

    В 2020 году произошло увеличение протяженности водных путей, обслуживаемых по госзаданию: на Чебоксарском водохранилище - подход к пристани Макарьево, протяженностью 5 км, используемый местными линиями Нижегородской области, был переведен из 7 категории в 1 (с освещаемой обстановкой и гарантированными габаритами пути).

    В осенний период навигации были проведены инспекторские осмотры судоходных путей во всех филиалах. По результатам осмотров в актах отмечается, что фактическая расстановка средств навигационного ограждения соответствует утвержденным схемам, количественный и качественный состав отвечает требованиям безопасных условий плавания судов. Видимость навигационных знаков и огней соответствует требованиям ГОСТ 26600-98 «Знаки навигационные внутренних судоходных путей», то есть качество действия судоходной обстановки на судоходных путях, обеспечивает безопасное судоходство.

    В соответствии с Государственным заданием на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 года, в 2021 году планируется открыть 4137,1 км  водных путей (+128,5 км к 2020 году), в том числе с гарантированными габаритами3311,1 (+116,5 км к 2020 году) км.

    Для производства землечерпательных работ в филиалах Администрации в 2020 году эксплуатировалось 11 земкараванов.

    Для поддержания гарантированных габаритов путей земснарядами было извлечено 6,8 млн. куб. м грунта, в том числе на 65-километровом участке с низкой водностью от н.п. Городец (852 км) до Н.Новгорода (917км) было извлечено 2,1 млн. куб. м. грунта.

    Объем дноуглубительных работ, планируемый на 2021 год:  на транзите - 5,0 млн. куб. м. Всего в 2020 году площадь протраленных участков судоходных путей составила 677,135 кв. км, в том числе на транзите 642,931 кв. км.

    В 2021 году, в соответствии с графиками траления филиалов Администрации планируется протралить 584,934  кв. км.

    На русловых изысканиях в 2020 году работали 8 русловых партий, которые выполнили 21381,5 км промеров, в том числе на транзите выполнено 18609,24 км промеров.

    В 2021 году планируется выполнить16,6 тыс.км промеров с использованием 8 русловых партий, из них 15,8 тыс. км промеров на транзите.

    Выступающий отметил, что,  несмотря на то, что уровни воды опускались ниже проектных значений, навигация 2020 года была средней по водности, ограничения по осадке судов не вводились.

    На перспективу с 2022 до 2030 года, в целом, по Волжскому бассейну запланировано улучшение показателей на 28 участках внутренних судоходных путей.

    Капитан Волжского бассейна - первый заместитель руководителя Евгений Лепехин рассказал о работе подведомственных ему служб.

    В государственном судовом реестре по Волжскому бассейну зарегистрировано  около 4000 единиц флота и более 1500 организаций различных форм собственности. Значительное количество судов осуществляет межбассейновое транзитное судоходство. В среднем суточном движении находятся более 250 судов различных типов и классов. Суммарно за навигацию судами совершается около 60 тыс. рейсов, перевозится порядка 40 млн. т. грузов и более 1 млн. пассажиров в круизном судоходстве.

    Объем грузоперевозок по ВВП РФ по итогам 2020 года составил 107 млн.тонн. Волжский бассейн – это 38% всех перевозок РФ.

    За навигацию 2020 года в бассейне перевезено более 41,0млн.тонн грузов (+3,4%) и 615,5 тыс. пассажиров в транзитных перевозках.

    Статистика совершенных за навигацию рейсов через Городецкий гидроузел показала значительную отрицательную динамику: по грузовым судам -18,1%, по пассажирским         -37,9%.

    Существенное негативное влияние на перевозки в бассейне оказали введенные ограничения, связанные с распространением пандемии коронавирусной инфекции. Значительные задержки по вводу судов в навигацию были связаны со сложностями формирования экипажей судов и получением судовых санитарных свидетельств.

    Если грузовые суда с задержкой, но постепенно с середины июня, входили в навигацию, то для всех видов пассажирских перевозок данные ограничения оказались крайне сложными, а для ряда организаций - критическими. Практически все местные, пригородные, прогулочные перевозки были полностью остановлены, частично, по согласованию с региональными подразделениями Росздравнадзора, работали только социально значимые маршруты.

    Большая часть круизных теплоходов так и не вышла в навигацию, введенные карантинные мероприятия отразились на возможности фактического движения теплоходов по отдельным регионам маршрута следования. В итоге пассажирские транзитные рейсы по бассейну сократились на 20%, по Городцу на 38%, количество перевезенных пассажиров в транзите по бассейну сократилось на 30%, по Городцу - на 53%.

    Капитан Волжского бассейна остановился на практике применения новых нормативно-правовых документов, регламентирующих безопасность судоходства, вступивших в силу в 2020-21 г.г. Выступающий подчеркнул, что в навигацию текущего года корректировка ставки сбора  по «обеспечению безопасности плавания судов по ВВП Волжского бассейна» не планируется.

    Анализ транспортных происшествий навигации 2020 года представил начальник Волжского УГМРН Олег Абукин.  Эпидемиологическая обстановка, безусловно,  осложнила работу, как судовладельцев, так и судоводителей, однако статистика аварийности в зоне ответственности Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта показывает, что количество транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации по сравнению с периодом 2018-2019 г.г. продолжает снижаться. Более чем в два раза было меньше посадок на мель. Снизилось количество ударов при этом количество повреждений судоходных сооружений увеличилось в 2,5 раза. 65% от всех установленных причин транспортных происшествий составляют случаи невыполнения комсоставом требований, установленных в нормативных документах.  

    Типичными транспортными происшествиями на внутренних водных путях Российской Федерации в зоне ответственности Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта можно назвать посадки на мель барже-буксирных составов и повреждение ими элементов конструкции шлюзов. Следствием этого является преимущественное количество буксиров и толкачей по отношению к другим типам судов, эксплуатируемых на водных путях. Кроме этого следует добавить, что из-за большого соотношения длины, ширины и загрузки, управление при маневрировании барже-буксирными составами заметно труднее.

    О подготовке Волжского бассейна к пропуску паводка на водохранилищах Верхней Волги  рассказала начальник отдела водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового управления Елена Дементьева. В частности, она отметила, что Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с рекомендациями Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада (заседание от 04.02.2021г.) и с учетом складывающихся гидрологических условий и водохозяйственной обстановки в Волжско-Камском бассейне на период с 11.02.2021г. по 10.03.2021 года включительно установлены следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ каскада:

    Шекснинского

    - среднедекадными сбросными расходами 200 - 240 куб.м/с;

    Иваньковского

    - среднедекадными сбросными расходами 260 - 300 куб.м/с;

    Угличского

     - среднедекадными сбросными расходами 450±50 куб.м/с; 

    Рыбинского

     -  среднедекадными сбросными расходами 1100-1300 куб.м/с;

    Нижегородского

     -  среднедекадными сбросными расходами 1500-1700 куб.м/с;

    Чебоксарского

    - в режиме поддержания уровня воды в верхнем бьефе у плотины гидроузла в пределах отметок 62.5-63.3 мБС без учета сгонно-нагонных ветровых явлений;

    Камского

    - среднедекадными сбросными расходами 850±50 куб.м/с;

    Воткинского

     - среднедекадными сбросными расходами 1100±50 куб.м/с;

    Нижнекамского

    - в режиме поддержания уровня воды в верхнем бьефе у плотины гидроузла в пределах  отметок 62.7-63.5 м БС без учета сгонно-нагонных ветровых явлений;

    Жигулевского

    - среднедекадными сбросными расходами 4700 - 4900 куб.м/с;

    Саратовского

    - в режиме поддержания уровня воды в верхнем бьефе у плотины гидроузла в пределах отметок 27.5-28.0 м БС без учета сгонно-нагонных ветровых явлений,

    при работе ГЭС в режиме суточного регулирования допускаются кратковременные повышения уровней воды у плотины гидроузла на 0.1-0.2 м над НПУ;

    Волгоградского

    - среднедекадными сбросными расходами 4800 - 5000 куб.м/с, с учетом регламента формирования диспетчерских графиков нагрузки,

    при работе ГЭС в режиме суточного регулирования  допускаются кратковременные повышения уровней воды у плотины гидроузла на 0.1-0.2 м над НПУ.

     

    Верхне-Волжским БВУ оперативно осуществляется доведение установленных режимов пропуска паводков, наполнения и сработки крупнейших водохранилищ Волжско-Камского каскада до всех заинтересованных водопользователей.

    Режимы подлежат оперативной корректировке в зависимости от складывающихся гидрометеорологических условий и водохозяйственной обстановки.

    Отмечено, что нарушений установленных режимов работы гидроузлов Волжско-Камского каскада не зафиксировано.

    О работе службы аттестации,  паспортно-визового режима Администрации в период борьбы с пандемией рассказал начальник службы Александр Пырков.

    В 20220 г. в формате видеоконференции проведено квалификационных испытаний и оформлено: дипломов – 355; квалификационных свидетельств – 244. Не прошло квалификационные испытания: на получение диплома – 58; на получение квалификационных свидетельств – 133. Особое внимание было обращено на качество подготовки к квалификационным испытаниям

    С 08.06.2020г. был организован прием заявок на оформление Удостоверений личности моряка и мореходных книжек по электронной почте. За этот период по конец 2020 года было принято 653 заявки. С 22.06.2020г. был разрешен личный прием посетителей, организованный по предварительной записи, с использованием ими средств индивидуальной защиты и обязательным контролем температуры. За этот период по конец

    2020 года было принято анкет на оформление удостоверений личности моряка – 629; оформлено удостоверений личности моряка – 649; принято заявлений на оформление мореходных книжек – 104; оформлено мореходных книжек – 160; оформлено прописок по судну – 166; заверено судовых ролей – 12.

    Выступающий остановился на изменениях, вступивших в силу в 2020 г. В частности, приказом Минтранса России от 25 сентября 2020г. № 396 были внесены изменения в Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта (вступили в силу с 08 января 2021 года), в частности:

    Добавлена должность шкипера, необходимая для несамоходных судов и плавучих объектов.

    Отмены требования к рядовому составу судов в части прохождения ими дополнительных подготовок для работы на пассажирских судах и нефтеналивных танкерах.

    Отмечалось, что в декабре 2020 г. в Информационной системе Государственного портового контроля  добавлена возможность внесения ограничений по каждой из должностей, указанных в дипломе.

    Несмотря на это, нерешенными остались некоторые вопросы из положения о дипломировании. Предложения по совершенствованию этой работы внесены в Протокол совещания.

    Заместитель руководителя Росморречфлота Константин Олегович Анисимов ответил на вопросы участников совещания, остановился на некоторых аспектах стратегии развития отрасли.