Состоялось заседание Общественного совета Волжского бассейна

    В ФБУ «Администрация Волжского бассейна» состоялось расширенное совещание руководства Администрации с представителями судоходных компаний, совмещенное с заседанием Общественного совета Волжского бассейна.

    Его участниками стали  руководители около 20 судоходных компаний, среди которых лидер на рынке грузовых речных перевозок СК «Волжское пароходство», перевозок пассажиров – ООО «ВодоходЪ» и СК «Гама», портов: Чебоксарский, Самарский Ульяновский, Тольятти, представители надзорных, учебных, общественных организаций, силовых структур.

    С приветственным словом к участникам обратился руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Дмитрий Бессмертный.

    Начальник МТУ Ространснадзора по ПФО Виталий Недоконцев в своем выступлении говорил о том, что прошедший год стал знаковым для ведомства – в ПФО была проведена реорганизация, создан единый федеральный орган. Акценты в работе были смещены в сторону профилактических мероприятий. Одной из основных задач этого года является цифровизация, которая позволит сократить до одного дня сроки предоставления услуг.

    Итоги работы ФБУ «Администрация Волжского бассейна» в навигацию 2022 г. и задачи на навигацию 2023 г. представил заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Сергей Булашов.

    Отмечалось, что общая протяжённость внутренних водных путей в границах Волжского бассейна, согласно Перечню внутренних водных путей РФ в 2023 г., составляет 9252,3 км. Протяженность ВВП с гарантированными габаритами в 2022 г. -3341,2 км,  в 2023 г. – 3445,2 км. В соответствии с государственным заданием на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, в навигацию 2023 года, для судоходства планируется открыть 4233,1 км водных путей, из них с гарантированными габаритами 3445,2 км – это магистральные пути р. Волга, р. Ока, р. Кама, р. Сура, р. Самара, участок р. Бузан, р. Волга и протоки Гандурино, дополнительные судовые хода, убежища, подходы и т.д.

    Новые водные пути, вошедшие в Государственное задание с 2023 года и водные пути, по которым в сравнении с 2022 годом улучшены показатели более чем на 20 участках водных путей бассейна.

    Фактический объем выполненных транзитных землечерпательных работ в навигацию 2022 г. составил 3,895 млн м3., при годовом плане 5,720 млн. м3.

    Фактически выполненный объем внетранзитных работ в 2022 г.  составил – 3,424 млн. м3, из них на договорных работах 3,296 млн. м3.,при годовом плане 2,388 млн. м3 (исполнение составило 143 %).

    На дноуглубительных работах в навигацию 2023 г. запланировано задействовать 13 земснарядов. На транзите планируется выполнить дноуглубительные работы объёмом 5,300 млн куб м.

    В навигацию 2022 г. в филиалах ФБУ «Администрация Волжского бассейна» было задействовано семь русловых изыскательских партий.

    Ими было выполнено 19,9 тыс. км промеров, из 19,2 тыс. км промеров, запланированных в 2022 г.( 104 % от плана 2022 г.), из них на транзите (для выполнения государственного задания) было выполнено 16,5 тыс. км промеров из 15 тыс. км промеров, запланированных в 2022 г. (109,8 % от плана 2022 г.).

    В навигацию 2023 г. силами восьми русловых партий планируется выполнить 21,8 тыс км промеров, из них на транзите 17,4 тыс км промеров, на внетранзитных работах 4,4 км промеров.

    В навигацию 2022 г. в Волжском бассейне действовало около 162 сухогрузных причалов, порядка 28 нефтеналивных причалов, не  менее 84 пассажирских причалов и остановочных пунктов.

    Отмечалось, что на Нижней Волге Росморречфлотом запланировано  увеличение гарантированной глубины судового хода с 380 см. до 400 см.  С этой целью  с 2023 г началось выполнение НИР по теме «Разработка и научное обоснование рекомендаций по обеспечению гарантированной глубины судового хода на всём протяжении участка ВВП р.Волга от Волгоградского гидроузла до о.п. Стрелецкое, принятой для ЕГС ЕЧ РФ», согласно заключённому государственному контракту от 10.02.2023 № 0173100012222000013 НИР выполняет АО «Ленгипроречтранс». Однако, для последующей реализации данной НИР есть проблема, решить которую Росморречфлот не может с Росрыболовством уже 50 лет – наличие  национально-природного парка в правобережной прямолинейной протоке «Проран Дубовка» Саралёвского водного узла. Вследствие развивающихся русловых процессов на Саралевском водном узле и при расходах воды через Волгоградский гидроузел 5000 м3/с и менее обеспечить необходимые гарантированные габариты судового хода (глубина 400 см, ширина 100 м, радиус закругления не менее 1000 м) для безопасного прохода судов без переноса судового хода в правобережную прямолинейную протоку «Проран Дубовка» протяжённостью 24 км - невозможно.

    Другая НИР должна решить задачу, поставленную Росморречфлотом по  увеличению сроков действия СНО  на Нижней Волге.

    С докладом об итогах работы отделов, подчиненных капитану Волжского бассейна в 2022 г.  о выполнении капитанами (судоводителями) и судовладельцами требований нормативных правовых документов в области безопасности судоходства выступил первый заместитель руководителя-капитан Волжского бассейна ВВП Олег Степин.

    В соответствии со структурной схемой Администрации Волжского бассейна, капитан Волжского бассейна организует и контролирует деятельность отделов:

    государственной регистрации судов и прав на них; регулирования движения судов; государственного портового контроля; дипломирования, аттестации и паспортно-визового режима; информационно-технического центра (филиал, технологическая связь), деятельность которых направлена на обеспечение безопасного судоходства в Волжском бассейне.

    На учете в Администрации Волжского бассейна состоят 3779 судов

    В  2022 г. выдано: свидетельств о праве собственности – 334; свидетельств о праве плавания под государственным флагом РФ –316; свидетельств об исключении из ГСР – 83; судовых билетов – 51.

    Зарегистрировано договоров аренды –75 (98 судов); ипотеки –41 (101 судно)

    Поставлено на учет 234 плавучих объектов. На 174 больше, в 2021 60 плавучих объектов.

    Характеризуя перевозки в бассейне, докладчик отметил, что номенклатура перевозимых грузов в Волжском бассейне остается неизменна. Широко развита перевозка нефтепродуктов, строительных, зерновых. Формирование грузопотоков происходит в основном в границах бассейна. Увеличение грузопотока произошло за счет строительных грузов.

     В 2022 г. в Волжском бассейне было совершено 64526 рейсов,  перевезено 38,7 млн. тонн грузов (–6,56%) и 1 424 632 пассажиров в транзитных перевозках (+15,4%). Рост числа перевезенных пассажиров связан с отменой ограничительных мер, введенных из-за пандемии. Строительных грузов перевезено 26 581 000 тонн (на 0,94% больше), наливных –5 475 196 тонн (–38,13%). Больше, чем в предыдущем году перевезено соли, меньше - лесных грузов.

    Говоря о работе отдела регулирования движения судов, выступающий отметил, что в Волжском бассейне определены12 диспетчерских пунктов регулирования движения судов. Планируется ввести дополнительные контрольные точки, обязательных докладов судов. Полная информация по контактам и видам связи размещена на сайте Администрации и в Атласах ЕГС ЕЧ РФ.

    В 2022 г. в Волжском бассейне установлены, а в 2023 г. планируется включение в работу трех береговых радиолокационных постов диспетчерского регулирования (Городец, Казань, Камское Устье), а также ситуационного центра, расположенного в Нижнем Новгороде. Оборудование позволит объединить информацию, необходимую для мониторинга движения судов, регулирования движения, мониторинга работоспособности средств связи, поступающую от радиолокационных постов, автоматической идентификационной системы, систем видеонаблюдения, регистраторов переговоров и в целом повысит уровень безопасности судоходства в Волжском бассейне.

    В рамках исполнения функций ГПК осмотры судов выполняли 50 инспекторов в 7 инспекциях ГПК Волжского бассейна. Было проведено 1424 проверки, выявлено 2338 замечаний. Количество нарушений по отношению к количеству проверок в 2022 г. уменьшилось на 63 %, также уменьшилось и количество задержаний в 2,6 раза по сравнению с 2021 г. Это - результат совместной работы Администрации бассейна с судоводителями и судовладельцами, по применению требований, вступивших в силу нормативных правовых документах в области безопасности судоходства.

    В 2022 г. ФБУ «Администрация Волжского бассейна» согласован 171 План обеспечения безопасности плавания судов (составов) в том числе 11 для судов (составов) габариты которых не соответствуют требованиям Правил плавания судов по внутренним водным путям (Приказ Минтранса России от 19.01.2018 г. № 19), Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей (Приказ Минтранса России от 3 марта 2014 г. N 58).

    Комиссии  по дипломированию осуществляют деятельность при РВПиСв Н.Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Волгограде, Астрахани и в Кирове.

        В структуру Администрации Волжского бассейна входит Информационно-технический центр – филиал Администрации, организующий технологическую связь в Волжском бассейне.

    В Волжском бассейне ведётся техническая эксплуатация системы мониторинга движения судов в бассейне базирующейся на 39 береговых базовых станциях автоматической идентификационной системы. Автоматизированные рабочие места размещены в диспетчерских пунктах и позволяют вести мониторинг движения судов в границах зоны ответственности.

              Техническая эксплуатация шести контрольно-корректирующих станций глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, предназначенных для обеспечения речных судов дифференциальными поправками. В 2023 году планируется модернизация-обновление оборудования контрольно-корректирующей станции, расположенной в н.п. Васильсурск.

               С навигации 2022 г. введен в опытную эксплуатацию комплекс оборудования стационарных радиостанций с дистанционным управлением, позволивший используя два пункта управления организовать дистанционное управление 7 и 3 радиостанциями соответственно. обративший внимание на наличие планов ЛАРН на судах и судовых планов ликвидации разливов нефтепродуктов, акцентировал внимание на необходимость предоставления  информации об отсутствии планов в Приволжску транспортную прокуратуру. 

    В обсуждении доклада принял участие и. о. первого заместителя Приволжского транспортного прокурора Сергей Сидоров, обративший внимание на наличие планов ЛАРН на судах и судовых планов ликвидации разливов нефтепродуктов. Выступающий акцентировал внимание на необходимость предоставления  информации об отсутствии планов ЛАРН и случаев временного задержания судов в Приволжску транспортную прокуратуру

            С сообщением о строительстве дополнительной камеры шлюза №15А Городецкого гидроузла выступил заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Сергей Камоза.  

    Отмечалось, что в настоящее время внутренние водные пути проходят по участку русла                    р. Волга, на который не распространяется подпор Чебоксарского водохранилища. В связи с этим на участке в течение 35 лет ухудшаются судоходные условия из-за снижения уровней воды вследствие русловой эрозии, снижения уровней воды, уменьшения глубин судового хода на 2,0 м. 

    Пропускная способность судового хода от г. Городца до г. Нижний Новгород снизились с 45 до 6,8 млн. тонн. При расходе воды в створе Нижегородского гидроузла в маловодные годы 900 м3/с, гарантированная глубина на порогах и в камерах Городецких шлюзов № 15-16 в течение суток,
    а также на примыкающем лимитирующем участке составляет 2,1 м, что позволяет проходить судам с осадкой не более 1,8 м. С учетом мероприятий по организации повышенных навигационных расходов воды за счет водных ресурсов Рыбинского водохранилища (1200-1400 м3/с) в отдельные дни в течение 2-3 часов в сутки достигается глубина 3,2-3,4 м, что позволяет в этот период времени обеспечить проход судов с осадкой не более 2,8-3,0 м (в целом на ЕГС планируется достигнуть нормативной глубины 4 м).

    Создалась ситуация, при которой поддержание необходимых глубин для судоходства за счет сбрасываемых расходов недостаточно, флот вынужден подолгу простаивать в ожидании шлюзований.

    С 1972 г. отраслевой наукой было рассмотрено более 15 вариантов решения этой проблемы.

    В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2021 №1859-р. и федерального проекта «Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта» осуществляется реализация объекта капитального строительства «Реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от г. Городец до г. Нижний Новгород».

    Срок реализации объекта капитального строительства 2022-2024 гг.

     В 2022 г. для комплексного изучения инженерно-геологических условий участка строительства выполнены инженерные изыскания территории, на которой будет осуществляться реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла и создание судоходного канала. Разработана проектно-сметная документация объекта, которая находится на рассмотрении в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

    По первому этапу реконструкции получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».

    Выполненная в 2022 г. научно-исследовательская работа по математическому моделированию русловых процессов на реконструируемом участке водного пути с учетом предстоящих работ по реконструкции, численное моделирование 45 км участка р.Волга от створа Городецких шлюзов и ниже по течению показала, что при прохождении расхода 800 м3/с начальная посадка уровня воды в створе Городецких шлюзов после создания судоходной прорези составит 20 см. В последующие годы при том же сбросном расходе Нижегородской ГЭС отметка будет продолжать снижаться со средней скоростью 2 см/год.

    Единовременная посадка уровня воды в створе Городецких шлюзов на 20 см. при выполнении дноуглубительных работ на участке ВВП от 854,5 км до 895,0 км по Атласу ЕГС не позволит ФБУ «Администрация Волжского бассейна» обеспечивать пропуск судов через створ Городецких шлюзов во время строительства дополнительной камеры 15А.

    В связи, с чем ФБУ «Администрация Волжского бассейна» считает, что необходимо выполнять дноуглубительные работы вторым этапом реконструкции после строительства дополнительной камеры 15А.

    В обсуждении вопроса принял участие заместитель генерального директора по персоналу ООО «ВодоходЪ» Юрий Костин, обратив внимание на  важность проблемы, которая может встать перед судовладельцами в период проведения работ на шлюзе №15А.

    Председатель Общественного совета Волжского бассейна Дмитрий Бессмертный обратился к членам совета и участникам совещания с просьбой направить в течение двух недель свои предложения в адрес Администрации.

    С сообщением о  состоянии аварийности в границах Волжского бассейна за 2022 год, вопросам безопасности и итогам контрольно-надзорной деятельности выступил заместитель начальника МТУ Ространснадзора по ПФО Александр Крюков.  Отмечалось, что межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ПФО) осуществляет возложенные на него полномочия в границах Волжского бассейна на участке внутренних водных путей от 661 км р. Волга до 2305 км р. Волга.

    Основные изменения в подходе к контрольно-надзорной деятельности произошли в 2021 году после вступления в силу Федерального закона 248-ФЗ
    и с начала 2022 года Госморречнадзор проводил мероприятия уже в новых условиях: помимо плановых и внеплановых, выездных и документарных проверок в нашем арсенале появились мероприятия без взаимодействия
    с контролируемыми лицами, а также несколько видов профилактических мероприятий и специальный режим государственного контроля (надзора) – постоянный рейд.

    Выступающий остановился на ряде новаций, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре). В этих условиях, максимально быстро перестроив свою деятельность, удалось сохранить действенный контроль и обеспечить неснижаемый уровень безопасности на водном транспорте.

    В условиях, когда плановые/внеплановые мероприятия были исключены, существенно выросло количество других видов мероприятий:

    - общее количество мероприятий,  проведенных управлением в 2022 году, составило 505 (большая часть из них - мероприятия, проведенные без взаимодействия с контролируемым лицом),  включая наблюдения за соблюдением обязательных требований 106, выездные обследования 162,профилактические визиты 79, а также постоянные рейды и другие мероприятия.

    Несмотря на существенные ограничения, введенные Постановлением Правительства №336, количество выявленных нарушений при проведении контрольно-надзорных мероприятий по сравнению с 2021 годом практически не изменилось и составило 541 нарушение.  Сумма штрафов, начисленных  в 2022 году по сравнению с 2021 г., снизилась и составила 4,9 млн. рублей. Это говорит о переходе с карательной на профилактическую модель контроля.

    Там, где нарушения не были связаны с высокими рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям, правонарушения совершались впервые, штрафные санкции были заменены предупреждениями и предостережениями. Кроме того, в силу установленных Постановлением Правительства №336 ограничений, дел об административных правонарушениях в 2022г. было возбуждено по сравнению с 2021 г. на 24,1 процентов меньше (242 и 319 соответственно). Самих предостережений, а это является мерой профилактики,
    в 2022 году вынесено в 34 раз больше и количество составило 239 предостережений.

    В состав Общественного совета Волжского бассейна были избраны управляющий директор СК «Волжское пароходство» Павел Виноградов и Начальник МТУ Ространснадзора по ПФО Виталий Недоконцев.

    Д.Э. Бессмертный подвел итоги совещания, пожелал успешного завершения зимнего судоремонта и удачной, безаварийной работы в навигацию-2023.