Совещание с судовладельцами
В Нижнем Новгороде по инициативе ФБУ «Администрация Волжского бассейна» прошло традиционное совещание с судовладельцами, совмещенное с заседанием Общественного совета. Участие в нем приняли представители 22 судоходных компаний, в том числе СК» Волжское пароходство», »БашВолготанкер», « ВодоходЪ», группы компаний ГАМа, «Пола Райз», «ПраймШиппинг», «Фарватер»,»Волго-Балтийский флот», «Дельта», портов: Саратова, Самары, Ульяновска, Тольятти, а также представители контрольно- надзорных организаций, силовых структур региона и Приволжского федерального округа.
Руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Дмитрий Бессмертный приветствовал участников совещания, пожелал им плодотворной работы.
В работе совещания приняли участие и выступили Приволжский транспортный прокурор –государственный советник юстиции 2 класса Дмитрий Конош, и.о. руководителя Центрального межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации Александр Перепелицын.
И.о. заместителя руководителя по водным путям Игорь Кукин рассказал об итогах работы ФБУ «Администрация Волжского бассейна»в навигацию 2023 г. и задачах на навигацию 2024 г.
В докладе отмечалось, общая протяжённость внутренних водных путей в границах Волжского бассейна, согласно Перечню внутренних водных путей РФ в 2023 г., составляла 9328,5 км, из них 9235,8 – федеральные водные пути и 92,7 – региональные водные пути. Данные водные пути расположены в 15 субъектах РФ.
В навигацию было проведено два инспекторских осмотра пути. В ходе первого - зарегистрировано 842 замечания в содержании навигационного ограждения на 288 объектах, обслуживаемых владельцами подводных и надводных переходов (т.е. в среднем 2,9 замечания на 1 объекте). На втором инспекторском осмотре - 588 замечаний в содержании навигационного ограждения на 185 объектах (т.е. в среднем стало 3,2 замечания на 1 объекте). По всем этим случаям филиалами администрации направлялись письма владельцам объектов и в Ространснадзор по поводу устранения замечаний. Однако, судя по статистике, реакция на них запаздывает.
Выступающий обратил внимание на то, что гидрологические условия навигации в 2023г. были плохими во второй половине навигации. Отсутствие осадков и жаркая погода привели к маловодному меженно-осеннему периоду, что потребовало значительного увеличения путейских мероприятий для соблюдения гарантированных габаритов пути.
Бесперебойное судоходство в течение всей продолжительности навигации обеспечивалось проведением комплекса путевых работ, включающего: дноуглубление, содержание обстановки навигационной обстановки и обеспечение чистоты судоходных трасс путём проведения тральных и дноочистительных работ. Внутренние водные пути в границах обслуживания Администрации содержались в соответствии с государственным заданием на 2023г. и утвержденным Росморречфлотом «Перечнем судовых ходов». Выполненные объёмы путевых работ позволили обеспечить исполнение государственного задания и достичь запланированных показателей габаритов судовых ходов. Срывов гарантированных габаритов пути, по вине путейцев не было, качество действия судоходной обстановки на транзитных водных путях обеспечивало безопасное судоходство. Отмечалось, что значительное отклонение по срокам действия судоходной обстановки, (составляющего почти 25%), зафиксировано только на р. Вятке, где из-за меженно-осеннего маловодья минимальные глубины на судовых ходах опускались до 50 см.
Ограничения по осадке судов, из-за маловодной навигации, действовали на 708,7 км, что составляло 20,5 % от общей протяжённости судоходных путей с гарантированными габаритами пути. Не на всех участках водных путей выдерживались проектные уровни, в частности, маловодье повлияло на перевозки флота в границах филиалов: Нижегородского (судовой ход Городец - Н. Новгород), Казанского (судовой ход №2К), Волгоградского (весь транзитный участок), Астраханского (весь транзитный участок) и Вятского (весь транзитный участок). Филиалы ФБ «Администрация Волжского бассейна» в ноябре 2023 года, при расходах воды, ниже гарантированных на Нижней Волге (т.е. 4,5 тыс. м3/сек, вместо 5 тыс. м3/сек), обеспечили путем дноуглубления сверх установленного государственного задания (в объеме 172,0 тыс м3) глубину судового хода 380 см, вместо 330 см общей протяженностью 60 км (на участках: 2530 км – 2584 км и «Подход к ВДСК»). Себестоимость данных работ составила 20 млн.800 тыс. рублей. Цель дноуглубления-пропуск большого количества скопившегося флота с зерном, с осадкой 350-360 см, следующего в Азово-Черноморский бассейн.
Докладчик проанализировал ситуацию с посадкой на мель грузового судна, причиной которой стала недостоверно переданная судоводителями диспетчерам движения информация по осадке судна, и призвал судовладельцев ответственно отнестись к этому вопросу.
Говоря о задачах на навигацию 2024 г., выступающий отметил, что в соответствии с государственным заданием на 2024 год, в навигацию - 2024 г., для судоходства планируется открыть 4141,6 км водных путей, из них с гарантированными габаритами - 3144,4 км : судоходные трассы на реках Волга, Ока, Кама, Сура, Вятка, в дельте Волги, а также - дополнительные судовые хода, убежища, подходы и т.д.
Степень насыщенности водных путей навигационными знаками, как и в предыдущие годы, составит 1 знак на 1 км.
На дноуглубительных работах в навигацию 2024 года запланировано задействовать 12 земснарядов. На транзите планируется выполнить дноуглубительные работы объёмом 5 млн. 575 тыс. куб. м. грунта.
В навигацию 2024 г. планируются дноуглубительные работы по коренному улучшению судового хода в объёме 250 тыс. куб м на Черноярском водном узле (Нижняя Волга), в левобережной воложке, с переносом судового хода на участке длиной 10,5км.
Русловыми партиями планируется выполнить 21,0 тыс. км промеров, из них на транзите 16,5 тыс. км промеров, на внетранзитных работах - 4,5 тыс. км промеров.
В завершении выступления докладчик проинформировал собравшихся о состоянии ледовой обстановки и прогнозе на вскрытие водохранилищ.
Вопрос о злободневной для судоводителей теме несветящихся знаков в темное время суток на мостовых переходах поднял генеральный директор группы компаний ГАМа Дмитрий Галкин. По его мнению, Ространснадзору необходимо привлекать владельцев мостовых переходов за эти грубые нарушения к административной ответственности.
Об итогах работы в 2023 г. отделов, подчиненных капитану Волжского бассейна, выполнении капитанами (судоводителями) и судовладельцами требований нормативных правовых документов в области безопасности судоходства рассказал первый заместитель руководителя – капитан Волжского бассейна ВВП Олег Степин.
Докладчик сообщил о структурных изменениях, произошедших в учреждении в 2023 г., подчеркнув, что задача отделов, подведомственных капитану бассейна, осталась прежней - обеспечение безопасного судоходства в Волжском бассейне в соответствии со статьей 34 Кодекса ВВТ, остановился на изменениях и новых документах, регламентирующих порядок учета плавучих объектов. На учете в Администрации Волжского бассейна состоят 3712 судна.
Говоря о перевозках в 2023 г. в бассейне грузов акцентировал внимание на том, что был достигнут лучший показатель в России - 40,6 млн. тонн грузов (+4,7 %) ) и около 2 млн. пассажиров (+37,9%). Было совершено 73760 рейсов (+14,3 %). Строительных грузов перевезено 27,2 млн. тонн (+2,5%), зерновых 3,6 млн. тонн (+130%), уменьшилась перевозка наливных грузов на 5,5 %. Больше, чем в предыдущем году перевезено металла, металлолома, меньше лесных грузов.
Несмотря на сложные гидрологические и навигационные условия количество рейсов, совершенных за навигацию 2023 года через Городецкий гидроузел увеличилось. Всего рейсов – 8511 (+19%), пассажирскими судами – 1 881 рейсов (+7,7%). В этом направлении перевезено грузов 5,6 млн. тонн (+4,0%), пассажиров 158535 (+2,0%)
В Волжском бассейне определены 12 диспетчерских пунктов регулирования и мониторинга движения судов. Полная информация по контактам и видам связи размещена на сайте Администрации и в Атласах ЕГС ЕЧ РФ.
В 2023 году в Волжском бассейне установлены, включены в работу три береговых радиолокационных постов диспетчерского регулирования (Городец, Казань, Камское Устье), а также ситуационный центр, расположенный в Нижнем Новгороде. Оборудование позволит систематизировать и синхронизировать информацию, необходимую для регулирования и мониторинга движения судов, мониторинга работоспособности средств связи, поступающую от радиолокационных постов, автоматической идентификационной системы, систем видеонаблюдения, регистраторов переговоров и в целом повысит уровень безопасности судоходства в Волжском бассейне.
Выступающий обратил внимание на изменение с этого года ставки навигационного сбора (документ размещен на сайте администрации).
В рамках исполнения функций ГПК осмотры судов выполняли 53 инспектора отдела ГПК и 7 инспекциях ГПК Волжского бассейна. Было проведено 1521 проверка, выявлено 2459 нарушений. Временно задержаны 73 судна, из них -10 пассажирских. Больше всего замечаний сделано по судовым документам 22 %, нарушениям противопожарной безопасности, спасательным средствам.
Нарушения, послужившие причиной для временного задержания судна или плавучего объекта - нарушения требований технического регламента о безопасности судов ВВТ, минимальной численности экипажа судна, несоответствие (отсутствие) документов экипажа занимаемым должностям.
Обратил внимание на то, что судовладельцы, береговые работники не выполняют должным образом требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства, нередко не знают о вступивших в силу вновь изданных нормативных правовых актов.
Докладчик остановился на некоторых аспектах деятельности отделов дипломирования, аттестации и паспортно-визового режима, информационно-технического центра, отделов ГОиЧС, СУБ, их взаимодействия с судовладельцами и судоводителями, сообщил, что в 2024 г. планируется обновление оборудования контрольно-корректирующей станции, расположенной в н.п. Васильсурск.
О ходе строительства дополнительной камеры шлюза №15А в Городце и капитальном ремонте верхних рабочих ворот шлюза №16 рассказал заместитель руководителя по гидротехническим сооружениям СергейКамоза.
В результате наполнения Чебоксарского водохранилища только до отметки 63,0 мБС (в целях уменьшения негативного влияния на прилегающие территории), на участок реки от г. Городца до Нижнего Новгорода не распространяется подпор Чебоксарского водохранилища, и на нем сохранился речной режим стока.
Вследствие этого на участке в течение 35 лет ухудшаются судоходные условия. Снижение уровней воды из-за русловой эрозии привели к уменьшению глубины на пороге шлюза в меженный период до1,9 м.
Уровни воды и, соответственно глубины, на данном участке реки, в основном, зависят от режима работы Нижегородской ГЭС и сбросов воды с Горьковского водохранилища.
В настоящее время создалась ситуация, при которой поддержание необходимых глубин для судоходства за счет сбрасываемых расходов недостаточно, флот вынужден подолгу простаивать в ожидании шлюзований.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2021 №1859-р. и федерального проекта «Развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта» осуществляется реализация объекта капитального строительства «Реконструкция судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза, и создание судоходного канала от г. Городец до г. Нижний Новгород». Срок реализации объекта капитального строительства 2022-2024 года.
Выполнение дноуглубительных работ на судовом ходу параллельно со строительством камеры №15А может привести к посадке уровня на пороге камеры № 16, препятствующей пропуску судов, что ограничит судоходство на данном участке груженых грузовых и пассажирских судов. Возможным будет только пропуск порожнего и маломерного флота. В целях снижения рисков для судоходства в навигацию 2024 года генеральным подрядчиком разработаны два пусковых комплекса.
Выступающий информировал о ходе и сроках выполнения работ.
Докладчик рассказал о капитальном ремонте подъемно-опускных ворот верхней головы шлюза №16 Городецкого гидроузла. В рамках этого проекта разработана проектно-сметная документация, получившая положительное заключение негосударственной экспертизы соответствия проектной документации установленным требованиям и положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» в части проверки достоверности определения сметной стоимости. Выступающий информировал о ходе и сроках выполнения работ по капремонту.
Информацию опрохождении весеннего половодья на Волжско-Камском каскаде предоставил руководитель Верхне-Волжского бассейнового водного управления Александр Баринов.
Докладчик рассказал, что зоне деятельности Верхне-Волжского БВУ находятся 6 крупнейших водохранилищ Волжско-Камского каскада расположенных на Верхней Волги.
По Волжско-Камскому каскаду Шекснинское, Угличское, Рыбинское, Горьковское, Чебоксарское и Куйбышевское (частично) из них Горьковское, Чебоксарское и Куйбышевское находятся на территории субъектов входящих в Приволжский федеральный округ. Суммарная свободная ёмкость водохранилищ Верхней Волги составляет 16.61 куб.км.
По состоянию на 12.03.2024 Рыбинское водохранилище, головное в каскаде Верхне – Волжских водохранилищ, наполнение - 14 %, свободная емкость - 12.43 куб. км.
Горьковское наполнено на 19 %, свободная емкость составляет 2.24 куб.км.
Чебоксарское водохранилище работает в транзитном режиме на отметке 62.97 м БС, суммарные сбросные расходы составляют 3310 куб.м/с.
7 марта 2024 г. состоялось очередное заседание МРГ и установлены режимы работы гидроузлов на период с 11.03.2024 по 05.04.2024 включительно.
Предварительный прогноз Росгидромета на 7 марта: по р.Оке и Верхней Волге ожидается паводок 5-10 % обеспеченности. Это очень высокая обеспеченность, такая бывает раз в 90-95 лет. Исходя из понятия высокой водности половодья 2024 г., Рыбинское водохранилище продолжает срабатываться до отметки 98.08 м БС сбросными расходами 1800 м3/с.
С I декады апреля и до III декады мая водохранилище работает минимальными сбросными расходами и аккумулирует боковой приток, и сбросные расходы с водохранилищ Верхней Волги расположенных выше.
Принятие пика паводковых вод на Верхней Волге головным водохранилищем позволяет уменьшить нагрузку на г. Нижний Новгород при прохождении незарегулируемой р. Оки.
Продолжается сработка Горьковского водохранилища до I декады апреля текущего года до отметки ВБ 82.07 м БС, при этом к началу навигации конец II декады апреля отметка достигнет 83.6 м БС. Максимальные сбросные расходы по предварительным расчётам составят чуть больше 7 тысяч м3/с (III декада апреля)
Чебоксарское водохранилища не имеет регулирующей ёмкости и работает в транзитном режиме. Предварительные расчёты показывают, что для пропуска бокового притока к водохранилищу крупных рек Оки, Суры, Ветлуги и сбросов с Нижегородского гидроузла потребуется форсировка водохранилища до отметки 63.7 м БС. Судоходство при этом продолжит функционировать. Максимальные сбросы в нижний бьеф составят чуть меньше 18 000 м3/с.
Свои предложения, направленные на улучшение условий для обеспечения безопасного судоходства в Волжском бассейне, укрепление взаимодействия путейцев и судовладельцев участники совещания направят в адрес организаторов встречи в двухнедельный срок. Некоторые были озвучены на совещании. К примеру, говорили об усилении ответственности владельцев мостовых переходов за ненадлежащее содержание знаков, а отсутствие светоотражающих элементов на мостах создает для судоводителей дополнительные трудности.
Представители администрации Волжского бассейна ответили на вопросы участников совещания.